Стратегия пространственного развития: каким будет будущее России?

Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что все-таки делать с местом страны?

Сначала этого года Минэкономразвития Рф представило на всеобщее обсуждение Концепцию Стратегии пространственного развития Рф, рассчитанную до 2030 года. Публикация заинтересовала общественности, так как Стратегия, которую планируется принять в этом году, должны оказать огромное воздействие на судьбы Рф.

Шанс вырулить в правильном направлении

По воззрению Дмитрия Наринского, вице-президента Союза архитекторов Рф (САР), председателя Совета по градостроительству, это почти во всем инноваторский документ для страны. Он опирается на стратегии государственной безопасности Рф, социально-экономического развития и другие федеральные законы и программки.

Шаги по разработке Стратегии предпринимаются уже издавна. Так, в 2012 – 2014 годах ею занималось Министерство регионального развития. Позже эта задачка была возложена на Минэкономразвития, а министерство поручило разработку концепции Совету по исследованию производительных сил (СОПС), который действует при РАН и Минэкономразвития.

В процессе работы над Стратегией за прошедшие годы был принят ряд документов, а именно, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Русской Федерации». Этот закон предоставляет возможность подойти к развитию страны в комплексе, увязать стратегические, территориальные, экологические задачки, отраслевое планирование, производственное строительство, развитие транспортного и энергетического каркасов и т.д.

В русское время похожие программки также разрабатывались. В 1999 году в новейшей Рф постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 370 был принят документ "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на местности Русской Федерации и Главных положений Генеральной схемы расселения на местности Русской Федерации". Но он оказался неработающим, и был отменен постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Русской Федерации, также о порядке воплощения мониторинга и контроля ее реализации». Наша страна последние два десятилетия развивалась беспорядочно, что в конечном итоге и привело к неконтролируемому росту нескольких агломераций, сначала Столичной, перекосам в развитии средних и малых городов и сельских поселений. Так что принятие Стратегии – шанс для страны вырулить в правильном направлении.

Документ просит доработки

Специалисты по-разному оценивают новейшую Концепцию. Так, на обсуждении, которое состоялось на заседании Совета по градостроительству САР, было высказано много замечаний как по принципным вопросам, так и использованным формулировкам, по стилю. К дискуссии Концепции, как увидел Дмитрий Наринский, были привлечены ученые разных направлений и научных школ – градостроители, архитекторы, экономисты, географы, эконом-географы, транспортники и др.

Наталья Зубаревич, директор региональной программки Независящего института социальной политики (Москва), в целом считает документ необходимым и принципиальным, но не очень основательно проработанным. Как положительный факт она отметила, что в Концепции прописаны три сценария развития страны – ограниченный (другими словами продолжение имеющегося хода развития), сценарий конкурентноспособного роста, основанного на модели поляризованного развития с упором на регионы-лидеры, и сценарий диверсифицированного пространственного роста, по которому планомерно развиваются все регионы, делая упор на сложившийся потенциал. Отлично прописан институциональный раздел и ряд других, но в документ требуется внести много поправок, строже отнестись к используемым терминам и понятиям, так как употребляются устаревшие, неточные формулировки.

Галина Лебединская, главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя Рф, считает, что структура Концепции переусложнена, не совершенно понятно, на какую аудиторию она рассчитана: на широкую публику, императивные структуры либо это рабочая программка для проф использования. Любой из этих вариантов подразумевает свои подходы к подготовке документа, к аргументации. Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что все-таки делать с местом страны? Лебединская, как и другие выступившие специалисты, считает слабеньким местом документа отсутствие графических материалов – карт, таблиц и т.п.

– Концепция предугадывает развитие около 20 главных агломераций, в центре которых, не считая Москвы и Столичной области и Петербурга – Краснодар, Казань, Екатеринбург, главные сибирские городка, Владивосток и др., при этом акцент делается не на расширение городских территорий, а на действенное внедрение уже освоенных, – гласит Илья Заливухин, генеральный директор компании «Яузапроект». – Принципиальное значение приобретает развитие транспортных связей как снутри агломераций, так и в целом в стране.

По воззрению Александра Эпштейна, заместителя директора по науке ГУП «НИиПИ градостроительства» Столичной области, слабеньким местом Концепции будет то, что она нацелена на экономику, а не на человека и качество людского капитала, в ней не достаточно внимания уделено экологическим дилеммам, она выходит потребительской по отношению к ресурсам. В Концепции говорится, что Наша родина должна уйти от сырьевой экономики, но, в противоречие объявленным целям, акцент делается на развитии ресурсодобывающих регионов, а не на переработку сырья.

Спор экономистов и градостроителей: кто прав?

Горячее обсуждение заморочек расселения прошло на семинаре, организованном Междисциплинарной рабочей группой по расселению при Союзе архитекторов Рф. На дискуссии повстречались экономисты и градостроители, и спор разгорелся вокруг судьбы средних и малых городов Рф и сельских населенных мест.

С докладом выступил Олег Григорьев, научный управляющий НИЦ «Неокономика». По его воззрению, исторически сложилось так, что в понятиях «экономика» и «расселение» экономика первична, и она определяет процессы расселения. В русское время территория страны осваивалась по нашим своим законам, городка и поселения появились там, где их быть не должно, потому в рыночных критериях и идет отток населения из их. Что касается сельского хозяйства, там, где ранее управлялись несколько сот человек, сейчас необходимо 15 – 20 человек, ну и те часто приезжают работать из наиблежайшего городка, потому пустеют деревни и села. Сейчас ситуация в Рф сложилась так: из сельской местности активная часть населения едет в ближний малый город, оттуда – в региональный центр, из него – в Москву, а из Москвы – за границу. Можно ли и необходимо ли останавливать это процесс? Городка – уловители средств, они притягивают активную часть населения, да и городка в Рф «сдуваются», многие из их теряют население до таковой степени, что становятся банкротами, и не нужно страшиться банкротств экономически неэффективных городов.

Но, по воззрению Евгения Маркова, президента Союза малых городов Рф, малые и средние городка Рф оказались в сложной ситуации не так как они не необходимы стране, многие из их есть сотки лет, и не такие периоды переживали и возрождались. И пустеют они не так как люди в их не желают жить, а так как тут закрылись предприятия и обитателей лишили работы, отобрали близлежащие земли и леса. Люди не от неплохой жизни движутся в Москву, другие большие городка, обрывая связи, оставляя семьи. Даже термин выдумали «управляемое демографическое сжатие», кто-то это именует «неуправляемое сжатие освоенного места», проще же говоря, идет опустошение русских территорий, и ни к чему отличному это не приведет. Необходимо остановить тенденцию сверхконцентрации населения в Столичном регионе и Санкт-Петербурге, которая грозит государственной безопасности Рф.

Малые и средние городка – это каркас страны, национальное богатство и достояние, и нельзя ассоциировать экономически город и предприятие, они живут по различным законам и имеют различное значение для страны.

Свое согласие с этими словами выразил Марк Гурари, заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы Союза столичных архитекторов, заявив, что если люд не желает осваивать свою местность, то осваивать ее будут другие.

– В текущее время я не вижу неудачи с городками, они становятся на ноги, часть из их или в стагнации, или на подъеме, – считает Александр Лола, начальник НМЦ градоведения ЦНИИП Минстроя Рф, эксперт ООН-Хабитат по населенным пт. – Не нужно ожидать, что городка возродит большая индустрия, рабочие места будут создавать маленькие производства, также отрасли, которые ранее числились обслуживающими, они становятся градообразующими, другими словами городка, а точнее агломерации, метрополии, будут развиваться за счет внутренних резервов. Цель же таковой программки как Стратегия пространственного развития – посодействовать выработать правильные ориентиры в развитии. Если честно, я не очень верю, что Стратегия коренным образом конвертирует нашу страну. Но будем надежды на наилучшее.

Полоски прозрачные Command средние 10 шт.

Полосы клейкие Command средние созданы для крепления маленьких предметов на вертикальных поверхностях без гвоздиков и шурупов. С помощью их можно закрепить плакаты, крючки, декор, фото в рамках. Полосы совместимы с гладкими основаниями: лакированным деревом, стеклом, окрашенными стенками, металлом, кафельной плиткой. Не подходят для шероховатых и рельефных поверхностей.

Преимущества клейких полосок

Особенности

Полосы прозрачные, имеют прямоугольную форму, размер — 69,85 × 1,588 мм. Сделаны из пластика, выдерживают вес до 0,6 кг. В наборе 10 шт. Страна производства — Сингапур.